Стиль Парящий журавль

Древние считали, что этика имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле этика [даодэ, т.е. дао и дэ. Как видно из текста, имеются в виду базовые законы природы и человека. В более глубоком смысле Дао - основной закон космоса или поведения человека, а дэ - проявление закона космоса или мораль человека] рассматривает вопросы, которые относятся к космосу и всей природной среде, касаются тончайшего изначального вещества с присущими ему энергиями и законами движения. В узком смысле этика говорит о законах поведения человека.
У Лао-цзы в "Трактате о дао и дэ" ("Даодэцзин") говорится: "Дао рождает единое, единое рождает двойственность, двойственность рождает тройственность, тройственность рождает тьму вещей [отзвук этого древнейшего учения об изначальной тройственности можно обнаружить у большинства народов Земли, здесь и христианская Троица, и индуистское учение о Тримурти], тьма вещей опирается на инь и охватывает ян, встречается с ци и образует гармонию" [т.е. энергии инь и ян в сумме образуют гармонию]. В книге "Простые вопросы" сказано: "Инь и ян - путь Неба и Земли, есть и основа тьмы вещей, отец и мать превращений и изменений, коренное начало рождений и смертей, "дворец священного света (шэньминфу) - пристанище духа-шэнь, основа энергий]. Из приведенного видно, что Дао представляет собой некую изначальную материю и все виды конкретной материи в космосе образованы из этой изначальной материи, к тому же в каждой конкретной вещи Дао - внутренняя сила, поддерживающая в ней равновесие (инь и ян) и определяющая превращения и изменения. Она распространена в космосе повсеместно, нет мест без нее.
Дэ - некое проявление коренной сущности Дао, это закон движения материи. "Дао порождает, дэ накапливает; предметы формируются, их силы совершают; и нет предмета, который не следовал бы Дао и не ценил бы дэ." (Лао-цзы, "Даодэцзин"). Материя космоса движется не иначе как по определенным законам, поэтому Дао и дэ присутствуют во "тьме вещей" космоса, а также в теле человека, у которого такое же Дао [тот же путь], что и у космоса. Они (Дао и дэ) определяют жизненные движения тела, формируя "единое видение Неба и Человека", т.е. соответствие тела человека природной среде. Об этом сказано в "Простых вопросах": "Инь и ян, четыре времени года - конец и начало тьмы вещей, основа жизни и смерти.



Сайт создан в системе uCoz